Жизнь в особняках

Русский бильярд

В России бильярд появился во времена правления Петра Великого. За 300 лет развития этой игры в нашей стране она стала значительным явлением в культурной и спортивной жизни россиян. Без преувеличения можно сказать, что она потеснила в последнее время многие традиционные игры и по праву занимает достойное место в спорте и культуре нашего общества. Особое место занимает бильярд в российской истории.

Согласно имеющимся источникам, находясь в составе российского посольства в странах Западной Европы в 1697 - 1698 гг., Петр I, изучая новейшие технологии в военной области, многое позаимствовал и из общественной жизни европейцев, в том числе и занятную игру на бильярде. Известно также, что государь не только сам научился хорошо играть в эту «заморскую баталию», но со временем узаконил ее распространение в «людских собраниях», издав в 1718 году специальный указ об «ассамблеях». На этих ассамблеях, как свидетельствуют историки тех времен, азартно и более чем прилично играл на «билiарте» и сам российский император. Играл он в до-мах и дворцах Петербурга, а также Москвы. В знаменитом петровском «Походном Юрнале» 1720 года сохранилась такая запись: «Его Величество был в Адмиралтейской верфи у кораблей, и был в мыльне; кушали дома и играли в шахматы и билiартъ». Любопытно, что по велению Петра I бильярдным играм с детства обучались, наряду с другими науками и развлечениями, его сын Алексей и внук - будущий император Петр II.

В первой половине XVIII столетия бильярд в России приобрел еще большую популярность. В царствование Анны Иоанновны и Елизаветы Петровны эта игра была широко распространена не только в частных резиденциях и дворцах, но и в общественных местах, в трактирах и гостиницах, а позже и в офицерских собраниях, дворянских и купеческих клубах, в помещичьих усадьбах. В 1750 году Елизавета первой законодательно утвердила «биллiардъ» в Санкт - Петербурге и Кронштадте как одно из важнейших развлечений для приезжих иностранцев и «всякого звания российских людей» в «гербергах и трактирных домах». А Екатерина II своим указом распространила в 1780 году «удовольствия игры в биллiардъ» по всем губернским городам и уездам.

Эти традиции продолжили следующие императоры России - Павел I, который с 10 лет специально обучался игре на бильярде, Александр I, имевший в своем дворце лучшую по тем временам в России бильярдную, а также другие правители династии Романовых. Особым пристрастием к бильярду как к развлечению и спорту отличался Николай II, который, как видно из его сохранившихся дневниковых записей, почти ежедневно проводил встречи и беседы с придворными и военачальниками у бильярдных столов Зимнего Дворца и Царского Села. Нередко за царскими бильярдными столами решались и государственные дела.

История свидетельствует, что в конце XVIII - второй половине XIX века бильярд становится все более доступным широким слоям народа. С начала XIX в. бильярдная игра в России нашла своих почитателей в гостиницах, трактирах, и прочих заведениях. Например, уже к 40-м годам XIX века в русской армии не было ни одного полка, в офицерском собрании которого не стоял бы бильярд. 

В него играли уже не только ради развлечения, но и развивали как спортивную игру. К этому времени в России уже были и первые чемпионы по бильярдным играм. Среди приверженцев спортивного бильярда были государственные и военные деятели: граф Г. Орлов, академик М. Ломоносов, генералы И. Скобелев, А. Остерман - Толстой, Д. Бибиков, граф И. Воронцов - Дашков, писатель и первый теоретик русского бильярда А. Леман и многие другие. Бильярдом увлекались и известные деятели русской литературы и искусства: А. Пушкин, Н. Гоголь, Н. Некрасов, Л. Толстой, И. Тургенев, А. Куприн, Ф. Шаляпин, В. Маяковский и другие. Это они прославили в своем творчестве магическую силу и привлекательность бильярда на Руси. Бильярд мог сделать известным любого, невзирая на чины и богатство. Так, в числе выдающихся русских игроков того времени значатся и фарфоровый магнат Гарднер, и студент Маркин с маркером Тюрей, которому Некрасов посвятил прекрасные стихи «Говорун». Уже в то время, особенно в Москве, состязательно играли в бильярд и простые люди. 

Таким образом, в конце XVIII — начале XIX вв. бильярдная игра постепенно обретала свойственный ей сейчас спортивный характер. Русские игроки всегда отдавали предпочтение карамбольным партиям и манере класть шары в лузы верным ударом. 

Если вначале в основном культивировались пришедшая с Запада трехшаровая карамбольная партия и так называемая русская карамбольная игра в пять шаров, то позднее, начиная с 30-х годов XIX в., именно в России появилась "Малая русская пирамида". Она до сих пор является как бы классикой бильярдного спорта. В середине XIX в. появляется первая отечественная литература, регламентирующая правила этой увлекательной игры. На основе обобщения полученного в России опыта игры в 1853 г. впервые в Москве издаются " Правила бильярдной игры", составленные московским маркером Р.Бакастовым. Почти одновременно, в том же году, в Петербурге примерно такие же правила издал известный игрок, бильярдный мастер и управляющий бильярдной фабрикой А.Фрейберг. Среди выдающихся игроков прошлого особое место занимает русский писатель конца XIX - начала XX вв. Анатолий Иванович Леман. Именно ему принадлежит заслуга создания лучшего по тому времени труда под названием "Теория бильярдной игры". В книге изложены история и техника игры на бильярде, дан подробный разбор разных партий, предложен ряд остроумных и интересных задач, представлена характеристика и сравнительная оценка столов, производимых тремя главными бильярдными фабриками России М.Н.Ерыкалова, А.Фрейберга и Якова Гоца.  

Руководствуясь пожеланиями лучших бильярдистов того времени, известный петербургский фабрикант и игрок А.Фрейберг, которого по праву можно назвать отцом русского бильярда, в 1850 году начал выпускать бильярдные столы нового типа, так называемые фрейберговские бильярды, основные черты которых сохранились до наших дней.  

Фрейберг, по свидетельству Лемана, обладал большим талантом. Он интуитивно понимал, к чему нужно стремиться, чтобы игра приобрела характерный для русского бильярда рисунок. Русский фрейберговский бильярдный стол это стол со строгими, выдающимися из бортов лузами и бортами средней упругости. Шар падает в лузу лишь при безукоризненном ударе. Фрейберг первым в России стал ставить на бильярд вместо деревянных досок аспидные плиты, определил оптимальный профиль борта, сократил длину устья лузы, установил оптимальную ширину лузы (74 76 мм) и наилучший размер шаров (68 70 мм). По его лекалам резались лузы на всех бильярдных фабриках России, которых насчитывалось по меньшей мере пять.  

Русский бильярд

В России бильярд появился во времена правления Петра Великого. За 300 лет развития этой игры в нашей стране она ста...

Петербургские балы в XIX веке

Расцвет бальной культуры в Российской столице начинается со времени вступления на престол Александра I и продолжает...

Музыкальный салон

Салоны уходят своими корнями в Древнюю Грецию, Древний Рим, Византию, Францию (с XVIII века). Салон как культурно-и...

Карточные игры в России

Игра в карты, как и шахматы, возникла на Востоке очень давно. Она пришла в Европу из арабских стран. В России же ка...

Литературные салоны

Русская культура XIX века переживает этап мощного подъема. Здесь сказалось влияние идей Просвещения, события Отечес...

Светская жизнь в особняках

Петербург – удивительный город. Он прекрасен в любое время года и в любое время суток. Многие его сравнивают с Вене...

Гостиничное дело в Петербурге

Путники были для славян священными, их с особой заботой встречали и потчевали, берегли и благословляли, когда прово...

Искусство обедать

Стоит отметить, что ко второй половине 19 века русское кулинарное искусство постепенно теряет свой национальный хар...